В нашу организацию часто приходят студенты вузов по специальностям, связанным с психологией или социальной работой. Именно здесь они могут вживую понаблюдать за работой интернатных учреждений, понять не понаслышке механизмы взаимодействия всех звеньев цепи по работе с детьми-сиротами и кризисными семьями.
Впоследствии некоторые берут для своих курсовых и дипломных работ темы НКО, волонтерства, мотивации и другие, которые "зацепили" их своей живостью, актуальностью, и в которых они начинают разбираться.
Одна такая девушка, Аня, студентка ННГУ им. Лобачевского, даже провела анкетное исследование самых разных сторон жизни "Детского проекта". На протяжении года она участвовала в занятиях, опрашивала наших волонтеров разных возрастов и стажа работы, а результаты свела в большую курсовую работу. Результаты у нее получились очень интересные, даже для тех, кто давно работает в организации, а самое замечательное - что мы можем услышать мнение наших волонтеров по самым разным вопросам.
Мы делимся результатами этого исследования с нашими жителями форума и теми, кто пока только принимает для себя решение - а стоит ли заниматься волонтерством? И где? И как?
Ответы волонтеров "Детского проекта" на вопросы анкет выделены курсивом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКОММЕРЧЕСКОГО
СЕКТОРА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ»)
В системе социальной защиты населения современной России достаточно давно и успешно функционируют НКО - негосударственные некоммерческие организации.
Оказывая посильную помощь таким категориям населения, с которыми государство по тем или иным причинам не в состоянии работать максимально плотно и точечно (разнородным социально незащищенным группам: кризисным семьям, трудным подросткам, эмигрантам и т.д.), НКО основываются в своей деятельности исключительно на принципах добровольности, самостоятельности а, главное, общественной пользы.
Волонтеры некоммерческих организаций работают не «по заявлению» и, в прямом смысле слова, идут в народ. Они - в отличие от государственных органов соцзащиты, ориентированных на многочисленные (от несколько тысяч до миллионов человек) группы населения - стремятся оказать непосредственную адресную помощь своим подопечным, причем именно ту, в которой эти люди реально нуждаются. Оказать как материальную поддержку, так и духовную, помочь разрешить жизненно важные проблемы конкретной семьи и конкретного человека, найти совместно со своими подопечными оптимальный выход из трудных жизненных ситуаций.
На сегодняшний день одна из самых известных организаций, работающих с детьми-сиротами, это - Нижегородская региональная общественная организация «Детский проект». Основная цель данной НКО – оказать максимально действенную помощь оставшимся без попечения родителей юным жителям Нижнего Новгорода и Нижегородской области, расширить их круг общения, обеспечить полноценную социализацию таких детей.
Материальную помощь «Детский проект» оказывает по конкретным случаям и ситуациям, например, отправка ребенка на отдых, либо проведение конкурса, покупка призов и нечто подобное. Значительно больше времени и сил волонтеры организации уделяют общению с детьми, оставшимися без попечения родных и близких.
За счет чего можно содействовать успешной интеграции ребенка-сироты в общество? В «Детском проекте» делают ставку на пропаганду семейного жизнеустройства, на широкое распространение информации о детях, которые ищут родителей (попечителей, опекунов), и, несомненно, на социальную адаптацию детей-сирот.
Впрочем, «Детский проект» не ограничивает себя работой исключительно с детьми, нуждающимися в социальной защите и в опеке, также в сферу внимания организации попадают семьи, находящиеся в трудной жизненной (нередко – кризисной) ситуации. В первую очередь – молодые семьи, многодетные и семьи выпускников детских домов.
Максимальный результат в своей деятельности «Детский проект» достигает благодаря работающим там волонтерам – активным членам общества, людям с высокой степенью гражданской ответственности. Воистину, эти люди работают не за деньги, а за совесть. Большинство волонтеров, осуществляющих свою деятельность в рамках данной организации, помогают детям-сиротам в свободное от основной работы, либо учёбы время.
Как сюда приходят волонтеры? Очень часто – через поисковую систему, почувствовав желание отдать часть своего времени и сил детям-сиротам. Поэтому очень важно, чтобы люди, пришедшие на сайт «Детского проекта» могли быстро найти интересующую информацию. Вот как отзываются люди об эффективности устройства сайта «Детского проекта»:
«Мне понравилось, что на сайте очень чётко обозначены разные сферы деятельности организации. Если обычно волонтёр не знает, чем конкретно ему следует заниматься в волонтёрской организации (хочет помочь, а чем – не знает) – на сайте предложены различные варианты деятельности: можно репетиторством, например, заниматься, либо с детьми работать (что меня собственно и привлекло), организовывать праздники, можно помогать каким-то образом родителям детей – одним словом, есть здесь из чего выбирать и это соответственно заинтересовывает. То есть – ты находишь для себя уже что-то конкретное и, исходя из этого идёшь в организацию – целенаправленно»,
«Сайт их очень грамотно составлен, на нём очень много информации сосредотачивается. Видно, что профессионалы в организации работают. Предлагаются всевозможные тренинги, семинары. Много статей, отчётов и т.п. Видно, что люди там – действительно думающие, люди с образованием, что ответственно относятся к осуществляемой ими деятельности. Не для галочки всё это делают».
В определенной степени волонтёры «Детского проекта» выступают социальными педагогами для детей-сирот. В их обязанность входит научить сирот самостоятельно распоряжаться всеми теми положительными ресурсами, которыми они изначально обладают, активировать их, а также наделить своих юных подопечных ценными и полезными знаниями, такими, которыми дети смогут воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Почему, придя в «Детский проект», люди остаются здесь надолго? Что их привлекает?
Опрошенные волонтёры в большинстве своём не видят альтернативы «Детскому проекту» в Нижнем Новгороде:
«Это наиболее известная и эффективная некоммерческая организация в нашем городе, работающая с детьми-сиротами»,
«Это единственная волонтёрская организация в Нижнем Новгороде, занимающаяся конкретной помощью детям-сиротам. Подобного типа организаций здесь попусту не существует»
«...планировали взять ребенка, чтобы с чего-то начать – мы решили прибегнуть к помощи организации «Детский проект», о которой были наслышаны от знакомых. В организации – не разочаровались, остались работать волонтёрами».
«Случайно пришла. А дальше – меня всё это дело увлекло, завлекло и всё – отсюда уже не выйдешь»,
«Изначальной целью – было не волонтёрство. Просто мне понравилась эта организация, и я в неё осталась. Понравились люди, заинтересовало то, чем они все занимаются. Увидела в их деятельности смысл».
Какие направления в своей непростой, но увлекательной деятельности выделяют волонтеры «Детского проекта»? Что они сами об этом говорят?
Несомненно, для всех приоритетной задачей является устройство детей в семью. Для большинства это критерий успешности работы организации и источник настоящего счастья:
«Когда детей забирают в семьи, их устраивают, когда становится всё благодаря этому у них хорошо – для меня это также очень большое счастье. Это очень здорово. В Детском проекте такие случаи достаточно часты».
Не остается без постоянного внимания работа с кризисными, неблагополучными семьями и детьми из них:
«Я считаю, что дети чувствуют, что люди идут сюда не за деньги, то, что они идут сюда не для галочки какой-то, а просто потому, что им хочется этого самим. У детей в какой-то степени появляется чувство того, что они не брошены, что они всё-таки кому-то нужны – пускай даже и не своим родителям, а каким-то другим людям».
Немаловажно проведение психологических тренингов с детьми из социально-реабилитационного центра «Надежда» и интернатов, курируемых организацией:
«Тренинги направлены на социализацию детей, далеко не каждый из которых знает вообще, как вести себя в обществе, общаться с людьми. В своей жизни эти детишки видели не так много хорошего на самом деле. Адаптация таких детей к реальной жизни – это очень полезно. Хорошо заметно, как эти детки меняются – буквально-таки от занятия к занятию. Эти тренинги оказывают большое влияние на детей».
Приоритетное значение придается работе в рамках конкретных специализированных программ. Например, новая программа «Детского проекта» «Выпускники» разработана и проводится с целью помочь выпускниками детских домов. В первую очередь помочь в решении правовых и бытовых вопросов, в таких, как получение квартиры, ремонт жилья, регулирование юридических вопросов и многое-многое другое. Это долгосрочная программа, рассчитанная не на один год:
«Нужна будет им и моральная поддержка, и юридическая, так как при выходе из детского дома они остаются один на один с этой реальностью. Эта работа, безусловно, необходима».
Программа «Выпускники» реализуется волонтерами с длительным стажем работы, практически каждый имеет 1-2 подростков, либо готовящихся к выпуску из детского дома, или проходящих обучение в техникумах. Практически, эти люди стали наставниками молодым парням и девчонкам, готовым выйти в мир.
Другие проекты http://www.sirota52.ru/projects.
С какими трудностями сталкиваются волонтеры, приступая к работе? В анкете ответы разные, и в то же время сходные между собой.
«Самое трудное, пожалуй, - это держать дистанцию между собой и детьми. Ни в коем случае нельзя стать для них второй мамой – нужно стараться устанавливать с ними деловые отношения по большей мере. Не нужно, чтобы они (дети) воспринимали тебя как свою подружку, няню – лучше, чтобы ты стал для них кем-то вроде воспитателя, педагога»
«Могут возникать различные психологические моменты, сложности. Некоторые дети очень здорово умеют манипулировать. Бывает, что складываются ситуации, в которых ты не знаешь, как тебе себя вести, что ответить. Именно психологическая неподготовленность здесь срабатывает»
«Дети могут вести себя так, что тебя может что-то ошарашить даже, в ступор поставить – когда не будешь знать, как действовать дальше. Хорошо, когда уже есть опыт других людей (других волонтёров, воспитателей)»
«Не могу требовать от детей, не могу заставлять их что-то делать. Я слишком мягкий человек»
Для того, чтобы помочь новым волонтерам преодолеть трудности в общении с детьми, работает «Школа волонтера», кроме того, волонтеры «Детского проекта» всегда могут обратиться с вопросом к профессиональному психологу, к координатору направления с опытом работы.
Что помогает волонтерам в их работе, какие результаты они видят?
«Результат конечно важен…Когда ты видишь, что на твоих глазах происходят какие-то улучшения у детей – они становятся умней, коммуникабельней – тебя это соответственно сильно подстёгивает, заставляет двигаться в этом направлении и дальше. Если ты не видишь цели, не видишь результата своей деятельности – то и смысла в ней, думаю, что нет».
«В Детском проекте проводится не так много мероприятий, по результатам которых можно было бы сказать – «О, да, я морально удовлетворена». Работать в «Детском проекте» - это круто, просто интересно.»
«Времяпрепровождение с детьми – это моя задача – общаться с детьми, дарить им какую-то радость, развить их в чём-то, дать внимание взрослого человека.»
«Я считаю, что даже тот факт, что дети общаются с волонтёрами – это очень важно. Это расширяет их словарный запас, например. Впоследствии они перенимают, я слышу, те слова, которые мы употребляем, и в свой лексикон – их в дальнейшем используют».
«Волонтёр может напрямую с ребёнком взаимодействовать, чему-то его учить – это немножечко подтягивает общий уровень развития ребёнка. Волонтёры привносят какую-то свежую струю в мир ребёнка.»
Без сомнения, чтобы заниматься волонтерской деятельностью, нужно иметь хотя бы минимум свободного времени. Но и разовое привлечение людей к деятельности «Детского проекта» также является неотъемлемой частью ее успешного функционирования, залогом будущих побед. Как показывает практика, тот, кто пришел раз, чаще всего приходит снова. Приходит сам и приводит друзей, потому что «Детский проект» - это именно то место, где активный, небезразличный человек может приложить свои силы, свою энергию и свои знания с максимальной помощью для общества, самого себя и будущего своей страны.