Выпускнице помогают добрые люди. В этом декабре на свет появится живой гражданин нашей страны. Но чтобы ребёнок смог появиться на свет, много чего произошло и ещё произойдет и с ним, и с его мамой. Папа ребёнка сразу сбежал. Девушка говорит, что толком и не знает, кто он. Я уверен, что он крутится где-то рядом и скорее всего – из того же детского дома. Это такая же стандартная для нашей сиротской системы ситуация, как и принуждение к аборту.
Случается, что дети-сироты становятся родителями еще будучи воспитанниками детского дома. Нашумевшая история героической женщины Юлии Жемчужниковой, которая взяла под опеку двух таких юных родителей, хорошо отражает эту тенденцию – в сиротских учреждениях рожать будут теперь гораздо чаще, чем в советские времена, когда из детдома на аборт возили также легко, как ходили в школу. Как только директор узнавала о «проблеме», тут же увозила ребёнка на аборт .
Сегодня ситуация та же, но с важной поправкой: детские дома стали более открытыми, чем в Советском Союзе, а потому у детей есть больше возможностей отстаивать свои права. Например, часто добровольцы, узнав о беременности девочки, сообщают об этом в разные инстанции или в социальных сетях. Публичность мешает воспитателям оказывать давление на ребёнка.
Отсутствие же необходимых компетенций мешает воспитателям заниматься эффективной профилактикой ранних беременностей в детских домах. Директору детского дома проще отправить на аборт, чем вести разъяснительную работу. Сироты, как и домашние дети, благодаря интернету и гаджетам получили больше возможностей доступа к любой информации. Но сироты куда менее способны фильтровать и правильно интерпретировать эту информацию. У них нет семьи, которая давала бы готовые модели взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Воспитатели не могут заменить семью. В некоторых детских домах раздают презервативы, но это, как показывает практика, недостаточно для предотвращения подростковых беременностей .
Даже когда воспитанники сиротских учреждений узнают, что скоро станут родителями, они не могут осознать всю меру ответственности. Не могут оценить наличие ресурсов. Особенности воспитания в детских домах таковы, что не позволяют приобрести навыки самостоятельных решений. Не дают представления об ответственности. Взрослая жизнь за пределами детдома для выпускников становится открытием. При этом необходимых алгоритмов такой жизни у них попросту нет. Именно по этому к взрослой жизни, как показывают разные исследования, адаптируются только 10% сирот.
Помимо огромных проблем с адаптацией выпускники сталкиваются с бюрократическими барьерами. Например, беременная девочка, историю которой я рассказываю. Сейчас она, как и большинство сирот, не имеет постоянного жилья. Родив, девушка должна уйти в академический отпуск. Выходит загвоздка – пока она не закончит свое училище, она и не сможет получить положенную от государства квартиру. А это значит, что ближайшие несколько лет она будет мотаться с ребёнком по разным съёмным квартирам или приютам, — пока не отдаст малыша в детский сад и не завершит образование. Если, конечно, ещё раньше не сломается от количества трудностей и проблем.
Сейчас девушка живет в приюте фонда «Русская береза », где ей оказывают всевозможную помощь. Мои друзья из Фейсбука шлют все необходимое для мамы и будущего ребенка. Безусловно, важно, чтобы к материнству женщины приходили в нужное время и час, но если так случилось, что подросток стал мамой, нужно помочь ему, а не тащить в абортарий.
Вот где работать бы противникам абортов. Вместо того чтобы показывать расчленённые тела эмбрионов без всякой альтернативы и полезной информации, они бы могли помогать таким вот молодым мамам. Но кому интересны выпускницы детдомов с детьми на руках? Проще пройти по улице с плакатами.
Судьба нашей героини схожа со многими судьбами девочек-выпускниц, выходящих из стен детломов , быстро рожающих и становящихся мамами-кукушками. Да, многие выпускники сиротских учреждений отправляют своих детей туда, откуда вышли они сами, тем самым воспроизводя эту систему.
Я делал проект поддержки таких мам в Петрозаводске и быстро осознал, насколько важно вовремя успеть развить в детях-сиротах инстинкт самосохранения и дать им стратегическое видение. Важно заниматься этим ещё в стенах детского дома.
P. S. Ах да забыл, в некоторых психоневрологических интернатах воспитанницам ставят теперь спирали, – в качестве метода предохранения. Не знаю, этично это или нет. Думаю, что… А вы?
филантропы.ру А. Гезалов
Мертвые дети сиротской системы