О наставничестве и не только

2 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Infinity
Изображение пользователя Infinity.
О наставничестве и не только

От исполнительного директора. 

Когда я попросила Елену поделиться своим опытом наставничества, то не представляла, в какой форме она выложит свои соображения. В виде отдельных историй? С позиции наставника многих выпускников детского дома? Как волонтер с более чем 5-летним стажем? Поэтому когда мне на почту пришла эта статья, она была для меня совершенно неожиданной. По многолетней редакторской привычке я начала было править - там запятую, тут стилистику.... но потом отменила все изменения и оставила как есть. Потому что глубина и искренность этой статьи просто сбивала с ног и делала ненужным дополнительные правки и украшения. .

Месяц назад я должна была написать статью о моем опыте наставничества и о работе с выпускниками детских домов для нашей организации «Детский проект». Вообще  я себя считаю позитивным человеком, но вот легко и весело не пишется и все тут. Постараюсь без лишнего пафоса и драматизма.

Очень сложно писать на тему, которая для меня является прозаической, обыденной и ежедневной. Можно ли интересно и увлеченно написать, например, как вы моете посуду или читаете газету? Возможно…если литературный ангел крылом вас все-таки коснулся ). Но не в моем случае… Поэтому сижу и мучаюсь, вспоминаю, что же я с ними, с детьми делаю и о чем разговариваю. Причем мне нужно написать подробно-сколько раз я ребятам звоню, как часто видимся…

 Да, если соскучимся или вопрос какой-то и звоним друг другу, а так-нет. .. Ведь надо уметь не только костыль подставить, но и убрать. Зачем же ходячему костыль? Даже в виде умного и доброго наставника...и скромного.)

Вы только представьте себе: огромное кол-во человек в нашей стране ринулись  спасать сирот. Они (да что уж, и я тоже несколько лет назад) устраивают праздники, дни именинника, фестивали, мастер-классы, поездки в разные места, привозят грузовиками вещи и игрушки!!!! Огромное кол-во энергии, времени  и денег тратится на ….поддержку Системы! То есть мы всеми своими действиями помогаем детским домам существовать!!! И продлеваем такое явление как сиротство! Класс!!! Ко всем перманентно занимающимся проблемами сирот: Ребята! Можете сколько угодно кидаться в меня помидорами, но если бы столько же энергии направить на проект "Каждому ребенку-маму"! Или каждой приемной семье-поддержку!

 А вы знаете, например, что усыновленные дети-школьники часто Сами возвращаются  в детский дом? Почему? Да потому что им там лучше! Ведь в детском доме не нужно брать  ответственность хоть за какую-то часть своей жизни, нет понятия как труда в принципе, нет мотивации к учебе. Плюс бессмысленные и многочисленные спонсорские вклады, развлекательные поездки добровольцев. Уроки не спрашивают, убирать и беречь свои вещи не нужно, а если ты потерял новый телефон-не проблема! Напиши Деду Морозу или спонсору/наставнику слезливое письмо-и подарят еще лучше. Да! И денег на телефон кинут…Как в этой Системе ребенок может стать самостоятельным?

 Сегодня ко мне приезжали активисты-волонтеры с идеей (не новой) каждому ребенку-сироте наставника! Наверное, это утопия, что каждому. В дружбу-шефство по переписке я не верю. Через письма и посылки нереально повлиять на ребенка и помочь ему. В назначаемый кем-то список дружбы: ребенок-шеф, тоже не очень верю. Ну, если только уровень ответственности и осознанности наставника высок. Ну нельзя подойти к ребенку и сказать: «Вася, я тетя Света, я буду твоим наставником». Я думаю, наставничество проявляется как последствие тесного общения взрослого и ребенка. Ну, например, у моих друзей незаметно так, подросла дочка, звонит мне по некоторым вопросам…Совершенно  естественный  процесс. С детьми из детского дома так же, дружишь, общаешься, и в какой то момент тебя идентифицируют как наставника. То есть ты сам эту роль и не выбирал. Возможно, просто занимаешься ребенком. Знаешь, как у него оценки, звонишь, говоришь чего попить при простуде и почему не надо прогуливать учебу, сколько варится гречка и прочая житейская ерунда.

Вернемся к конкретным детям. Имена изменяю.

Андрей, 14 лет, подходит ко мне (до этого года три мы ездили в детский дом занимались с детьми разными тренингами и мастерскими):

-«Теть Лен, а я ведь после выпуска  сяду в тюрьму»

-Почему?

- Ну, мне воспитатели и учителя сказали, раз отец твой сидит, то и ты сядешь…гены

-А ты в тюрьму так хочешь? Или есть другие идеи?»…

-Я не хочу, я хочу автослесарем стать. Вон к дяде хожу в гараж, даже научился кое-чему, поступить хочу в ПТУ.

-Ну, так давай! Не в тюрьму, а автослесарем!

-А, правда, так можно? Круто!

(у мальчишки, кстати, все сейчас в порядке, учиться 2 год, работает в автомастерской, без вредных привычек)

Света, 18 лет. Училась в ПТУ  на маляра-штукатура. Мечтала стать парикмахером. В том числе, и потому, что в городке, где она живет много выпускников-маляров и работы на всех не хватает.

Нашли возможность: отучилась на курсах на парикмахера и мастера ногтевого сервиса. Сейчас тренируется на воспитателях в детском доме. Сейчас  покупает квартиру в общежитии на средства, накопленные за время нахождения в д/доме. Нежилой дом, где она прописана с кучей родственников, в глухой деревне и без окон, без дверей, признан комиссией пригодным для проживания. Надеюсь, что у нее все сложится).  Хотя, пока она у меня жила, сначала  очень удивляло сочетание инфантильности и требовательности.  Например: «а что, на обед вчерашний борщ?" У нас в детском доме так не положено. А еще 350 грамм фруктов в день и пол нам моют два раза: дневная и ночная воспитательница»….Пришлось немножко Свету вернуть на Землю. А мои дети, бедняги дома жуют вчерашний борщ.

Катя, 17 лет. Очень хотела стать медсестрой, директор не разрешала. Для этого нужно было уехать в другой город, много суеты. Есть же ПТУ на маляра-штукатура! Какая медсестра! Пришлось разными путями «поступить». У Кати сейчас все хорошо, учиться на медсестру на 4 и 5.

Олеся, 18 лет. Очень работящая девчонка. Ее несколько раз хотели удочерить в США, но каждый раз отношения между странами охладевали…Это все уже было, до принятия закона ДЯ. Ее в 16 лет взяла под опеку воспитательница, собственно на огороде лишние руки не помешают. Сейчас Олесе  18, жить ей негде. Прописана она  в другом городе в двушке с 5-ю родственниками и пьющей родительницей. Жилье ей не положено. Писали письма в разные инстанции-пока тишина. Учится в техникуме, встречается с молодым человеком.

Коля, 18 лет. (Виделись с ним в дет/доме, но тесно не общались- стал звонить после выпуска). Учится в области, говорит, что  учиться тяжело и не очень отношения  с сокурсниками-собирается бросать. Пока уговариваем не горячиться, доучиться. Периодически у разных людей просит кинуть денег  на телефон. Друзья мои-это называется техничная разводка. Жалость не лучший друг. Есть такая штука как обмен. Плохо если он однобокий, преступный. Хорошо если равноценный).

…продолжать список?...

  Какой я вижу выход: понятно, что мы не бросим детей, с которыми уже занимаемся и дружим. Для них нужно продолжать проводить адаптивные занятия по очень простым вопросам: правовым, нравственным (предохранение, вредные привычки), постановке целей и т.д. При выходе из детдома ребенок должен быть готов к социальному ЕГЭ: суп варить, компресс поставить, заполнить квитанции и т.д.

 НО! Системы детских домов быть не должно вообще, в принципе!

 Понятно, что если даже сейчас всем детям найти семьи, появятся новые дети, изъятые из кризисных семей. Вот и нужно:

1.работать с приемными семьями-всячески оказывать им поддержку и особенно психологическую помощь, и 

2. с кризисными семьями-научить их работать, жить и брать ответственность за рожденных детей.

 

Другие материалы по теме

Businka
Лена, у меня мурашки... Я не

Лена, у меня мурашки... Я не приувелечиваю!
Обалденно написанно! =)
И мне почему-то захотелось твоего вчерашнего борща)))